Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«ТИГИЛЬСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Часы работы


ПН-ПТ: 09:00-19:00
СБ: 11:00-19:00
Перерыв: 13:00-14:00
Выходной: ВС

26 декабря 1862 года родился Александр Амфитеатров, писатель,..

26.12.2023

26 декабря 1862 года родился Александр Амфитеатров, писатель, публицист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений.
Писатель родился в Калуге, сын протоиерея, впоследствии настоятеля Архангельского собора в Московском Кремле. От отца всегда был духовно далек, изобразил его черты в образе свящ. Маркела в романе «Дочь Виктории Павловны». Окончил гимназию в Москве (1881), юридический фак-т Московского ун-та (1885). Начал печататься с 1882 в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», где познакомился с А. Чеховым. В 1891–1899 был сотрудником газеты А. С. Суворина «Новое время», вышел из редакции. До революции Амфитеатров не раз подвергался преследованиям за свое критическое отношение к самодержавию (фельетон Господа Обмановы, 1902, в котором высмеивается правящая династия, повлек за собой высылку автора под гласный надзор в Минусинск, затем замененный Вологдой).
В 1891-1899 гг. А. писал для «Нового времени» А. С. Суворина, но затем публично раскаялся в «охранительстве и национализме» и перешел на антигос. позиции, создал ряд сатирических статей, очерков, самым резким из к-рых стал фельетон «Господа Обмановы» (1902), где язвительно высмеивались члены династии Романовых, прежде всего св. мч. имп. Николай II. За это А. был подвергнут высылке в Минусинск, но затем, во внимание к заслугам его отца, переведен в Вологду и вскоре возвращен в С.-Петербург. С началом русско-япон. войны в 1904 г. А. выехал корреспондентом на Дальн. Восток, за публикацию статьи, в к-рой выступил против обвинений студентов Горного ин-та в прояпон. настроениях, вновь был выслан в Вологду с запрещением лит. деятельности. Летом 1904 г. А. покинул Россию, жил в Италии и Франции, общался с революционно настроенными эмигрантами, 16 мая 1905 г. посвящен в масоны в парижской ложе «Космос» (Серков. С. 62). Его сочувствие революционерам сказалось, в частности, в издании революционной газ. «Красное знамя» (1906-1907), в причислении к «святым отцам революции» М. А. Бакунина (тема лекции в Высшей рус. школе общественных наук), а также в создании антицерковного памфлета «Акафист Сергию Каменноостровскому и стихиры» (1906).
В 1906-1916 гг., живя в эмиграции, А. активно печатался во многих российских периодических изданиях. После возвращения в Россию в 1916 г. продолжал антигос. выступления в печати, за что подвергся адм. высылке в Иркутск, откуда вернулся после февральской революции 1917 г. Октябрьскую революцию встретил враждебно, в 1921 г. бежал за границу, последние годы жизни провел в Италии, продолжая литературно-художественную деятельность.
Характерной особенностью творчества А. стало создание масштабных хроникальных полотен с широким охватом исторического, бытового, социально-психологического материала, напр. многотомника «Концы и начала. Хроника 1880-1910» (1907-1922). А. является автором исторических романов «Зверь из бездны» и «Царство зверя», действие к-рых происходит в Римской империи в I в. по Р. Х., также повестей, рассказов, статей и воспоминаний. Лит. плодовитость А. исключительна: незаконченное дореволюционное собрание его сочинений насчитывает 34 тома.
А. занимался исследованием фольклора на материале быта, культуры и верований русского Севера в XVII в. Только в эмиграции он смог издать 2 книги на основе своих исследований. 1-я – «Одержимая Русь» (Берлин, 1929) – представляет собой пересказ 3 произведений древнерус. лит-ры: повестей о Петре и Февронии, о Соломонии Бесноватой, о Савве Грудцыне, сопровожденных пояснительными статьями автора о нечистой силе в рус. фольклоре и очерком «Город юродивых» об устюжском юрод. св. Прокопии. 2-я – «Русский поп XVII в.» (Белград, 1930) – содержит материал о жизни духовенства на северо-востоке Руси в XVII в. А. пытался показать, что сельский священник XVII в. «прозябал в заброшенности», сживаясь с народом и часто разделяя с ним его недостатки – нищету и пьянство. А. утверждал в предисловии к книге, что позднее тип «попа-мужика» сменился на ставленника гос-ва с полицейскими функциями и это подорвало связь между духовенством и народом, приведя к массовому атеизму после 1917 г. Придерживаясь либеральных взглядов, А. отрицательно относился к рус. гос. и религ. традициям, резко критиковал Православие и рус. духовенство.

Т. Прокопов:
“Я никогда не встречал Амфитеатрова в России, но знаю, кажется, все его итальянские местожительства. Он жил барином в местечке Кави-ди-Лаванья, на восточной Итальянской Ривьере, в большом доме, полном детей, гостей, переписчиков, прислуги. Он жил князем в другом местечке, Леванто, уже в огромном доме, богато обставленном, где в бесконечную вереницу друзей, живших и наезжавших, включились литературные итальянцы и где в день какой-то переписи семья А. В. оказалась состоявшей из 18 человек; … Всегда и везде он жил громоздко, шумно, открыто, в обстановке, которая, казалось бы, не давала возможности работать. И между тем такого работника, как А. В., трудно было себе представить: он писал сразу несколько работ на нескольких столах, говорил в диктофон, и несколько переписчиц не поспевали за ним. Не думаю, чтобы кто-нибудь из русских писателей, не исключая и знаменитого этим Потапенко, написал количественно так много, как Александр Амфитеатров! Изданные им книги составляют немалую библиотеку”.

Михаил Осоргин:
“Он и романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и литературы, нашей и мировой, – он энциклопедист-писатель, он русский писатель широкого размаха, большой писатель, неуёмный русский талант – характер, тратящийся порой без меры”.

источник: https://clck.ru/37HU9n;
https://clck.ru/37HU9o