Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«ТИГИЛЬСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Часы работы


ПН-ПТ: 09:00-19:00
СБ: 11:00-19:00
Перерыв: 13:00-14:00
Выходной: ВС

«Снег идет» Бориса Пастернака: стихотворение о счастье,..

19.12.2023

«Снег идет» Бориса Пастернака: стихотворение о счастье, написанное через боль.
«В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья».
Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет».
Стихотворение «Снег идет» входит в последний лирический цикл Пастернака «Когда разгуляется», включающий в себя 30 стихотворений писателя 1956–1959 годов и целиком опубликованный в Париже в 1959 году. Впервые стихотворение было напечатано в литературно-художественном издании «Литературная Грузия» в 1957 году.
Всему циклу предшествует эпиграф из романа французского писателя Марселя Пруста «Обретённое время» (фр. Le Temps retrouvé): «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Эпиграф определяет все содержание книги как память о прошедшем. Одновременно с этим название книги «Когда разгуляется», данное автором по одноименному стихотворению, высвечивает надежду на перемены в будущем.
Темам вечности и времени, вечности и жизни посвящены многие произведения цикла, в которых главным действующим лицом становятся явления природы, охватывающие все сущее: и предметы, и человека, и историю, и само мироздание. Природа способна действовать, ей присущи психологические состояния. Одушевляя природу, Пастернак вписывает в нее человека, чувства и мысли которого находятся в резонансе с состоянием окружающего мира.
В стихотворении «Снег идет» у снегопада, у всего вокруг — героев, предметов и явлений — один жизненный ритм. Вообще, через всю поэзию Пастернака проходит «снежная», «зимняя», рождественская тема. В «Когда разгуляется», помимо стихотворения «Снег идет», ей посвящены еще два текста: «Первый снег» и «После вьюги», совместно с которыми «Снег идет» составляет своеобразный триптих, объединенный мотивом быстротекущего времени. Рефрен «снег идет, снег идет» только усиливает это состояние движения. Пережив страдания, писатель начинает острее слышать этот «колокол» уходящего, прожитого времени. В этом звуке — что-то неумолимое, то, перед чем человек бессилен, то, на что он не может повлиять.
Однако через все это неумолимое время, где «жизнь не ждет», проявляется совершенно другое измерение, иной мир, где проблема времени снимается. Герой слышит чье-то приближение, но это уже не что-то фатальное — в непрерывном движении снега ощущается наступление Рождества. Боль претворяется в совершенно противоположное чувство. «Снег идет» можно сравнить с «Двенадцатью» Блока (которому, кстати, Пастернак посвящает стихотворение «Ветер» в своем цикле), где, по одной из трактовок поэмы, особенно чувствуется «надвьюжное» присутствие Спасителя. Он — над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.
У Пастернака получилось передать чувство уходящего времени и одновременно незаметного приближения к «повороту», за которым начинается обновленная жизнь, иное бытие. Не случайно поэт упоминает здесь рождественские Святки с их особым переживанием.
Причем (и на это не все обращают внимание) в стихах время течет не от нового года к Рождеству, а от Рождества к новому году. Как это и было в дореволюционном календаре: когда рождественский праздник (25 декабря по старому стилю) предшествовал празднику новогоднему.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
И это уже не стихи из «Доктора Живаго», когда религиозный контекст можно было приписать герою романа. Здесь уже сам Борис Пастернак, уже в советскую эпоху, не таясь, пока вся страна празднует новый год, забыв о Рождестве, остается верен тому календарю, в котором Рождество Христово неизменно.

Источник текста: https://clck.ru/37BJFN
иллюстраций: https://clck.ru/37BJFP