Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«ТИГИЛЬСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Часы работы


ПН-ПТ: 09:00-19:00
СБ: 11:00-19:00
Перерыв: 13:00-14:00
Выходной: ВС

Лидия Кручинина: «Древние обряды возвращаются со..

19.12.2023

Лидия Кручинина: «Древние обряды возвращаются со сцены»
Директор фольклорного ительменского ансамбля «Эльвель» Лидия Кручинина рассказала, как танцевальный коллектив из маленького села стал брендом Камчатки.
Ансамбль «Эльвель» для Камчатки – больше чем профессиональный танцевальный коллектив. В свое время именно его силами был воссоздан Алхалалалай, ставший сейчас главным фольклорным праздником Камчатки, на который приезжают туристы со всей страны. Также именно при «Эльвеле» еще в начале двухтысячных появилась одна из первых в регионе национальных мастерских народно-художественных промыслов. В наступающем году коллектив отметит свое 54-летие, все это время «Эльвель» ездит на гастроли, создает новые номера.
– Лидия Кронидовна, вы почти 24 года работаете в «Эльвеле». Как вы пришли в коллектив?
– Я родилась в селе Мильково, я из древнего ительменского рода Толманов. Я всегда ощущала себя частью своего народа. Мне очень нравились национальные танцы, я их чувствовала. Увы, у нас в Мильково не была развита национальная культура. Я отучилась в Хабаровске на хореографа, вернулась в родное село Мильково, работала в доме детского творчества, у меня был свой танцевальный коллектив. Потом перешла в школу, там тоже создала детский коллектив.
В 1996 году на месте древней ительменской стоянки Пиначево Елизовского района Камчатки проходил слет представителей коренных малочисленных народов. Мы тогда впервые все собрались, если честно. На этом слете я впервые увидела национальные ансамбли «Нургэнэк», «Вэйем», «Нулгур» и другие наши знаковые коллективы. Выступал там и ансамбль «Эльвель». Мне сразу «Эльвель» прямо в душу запал, восприняла его как родной. Спустя лет пять меня пригласили туда работать, я, конечно, не раздумывая, согласилась.
На тот момент в Ковране решили придать официальный статус ансамблю «Эльвель», зарегистрировать его как муниципальное районное учреждение культуры. Тогда, в девяностые, фольклорным ансамблям, да и, пожалуй, всем коллективам, было тяжело. А статус учреждения культуры давал какую-то стабильность. В общем, «Эльвелю» нужен был директор. Я тогда уже хорошо знала и Ковран и «Эльвель», так как каждый год приезжала и участвовала в празднике Алхалалалай. В общем, я согласилась, переехала в село, и с тех пор моя жизнь связана с «Эльвелем».
– Как восстанавливался Алхалалалай?
– Началось все еще до того, как я пришла в коллектив. В 1985 году в Ковранском сельском доме культуры был создан сценический обряд благодарения Алхалалалай. А в 1987 году по инициативе Бориса Жиркова, тогдашнего руководителя ансамбля «Эльвель», Анатолия Левковского и руководителя региональной общественной организации Совета ительменов Камчатки «Тсханом» Олега Запороцкого этот сценический обряд стал основой сельского праздника Алхалалалая. Традиционно он отмечался в сентябре у нас в Ковране. С 2009 года Алахалалалай получил статус краевого праздника, сейчас его по всей стране знают! Он отмечается сейчас во многих населенных пунктах Камчатки.

… у ительменов обрядовые праздники проходят весной и осенью. Весной – вскрытие реки Каврал (название реки на ительменском языке). А осенью уже благодарение природы – Алхалалалай.
Во время праздника вскрытия реки мы отмечаем также праздник яйца. Когда чайки весной начинают нести яйца, мы их собираем, и это тоже для нас большое событие. Мы заготавливаем яйца на все лето, также начинаем ловить корюшку, причем до сих пор мы ее ловим специальными устройствами, запорами. Также проводим обряд ольховой ветки, плетения косы из травы. А затем наши уважаемые женщины в поселке тянут эту косу по реке и просят реку, чтобы она была богата рыбой, чтобы она принесла рыбакам улов и накормила. Еще во время обрядов мы благодарим реку, приносим ей подношения – это кусочки рыбы или хлеба, отправляем их на березовой коре.
На празднике мы все это показываем и благодарим нашего покровителя рек и морей, моряков и рыбаков, тотемный столб «Нузавуч».
– При ансамбле уже много лет есть мастерская «Уйирит». Сколько человек там работает, какие изделия изготавливаются?
– У нас все артисты работают в мастерской, мы сами себе шьем костюмы для выступлений, изготавливаем сувениры. Иногда к нам приходят и жители села, тоже что-то делают и интересно проводят время. Мы участвуем в различных программах, нам выделяют средства на материалы.
Когда я только приехала в Ковран и начала работать в «Эльвеле», у нас не было вообще ничего. Мы были как бременские музыканты, у которых стены – сосны-великаны и крыша – небо голубое. Еще в конце восьмидесятых в нашем селе сгорел клуб, новый до сих пор не построен. Поэтому, когда я только приехала, то нам выделили квартиру для репетиций. Нам было там тесно, мы просились репетировать в школу, в спортзал. Там шли навстречу, но можно было приходить лишь вечером, когда у детей заканчивались занятия. Но так как люди у нас в штате, на зарплате, в течение дня нужно было что-то делать, ведь наш официальный рабочий день никто не отменял.
И вот мы постепенно стали создавать мастерскую – люди приносили старые вещи: кожаные куртки, норковые шапки, и из вторсырья мы учились делать ительменские сувениры, изготавливать атрибутику для танцев – ножны, головные уборы, наплечные украшения, подвески, кулоны, обрабатывали медвежьи когти и клыки. В 2003 году одна зарубежная компания нам выделила средства, и мы организовали полноценную мастерскую – закупили оборудование, материалы, а в 2009 году меня пригласили съездить в Хабаровский край в национальное село Джари на мастер-класс по выделке рыбьей кожи.
– Какие еще промыслы и традиционные ительменские виды деятельности сохранены в мастерской и в селе?
– У нас сохранилось так называемое ительменское плетение, но фактически это шитье. Именно так делаются наши традиционные ительменские корзины – «Лепхэ» из прибрежной травы. Ительмены называют ее тувейка. Такие корзины были в ходу в Ковране еще в восьмидесятые. Потом старики, которые в основном ими пользовались, стали уходить. Но мы подхватили этот промысел.
Также у нас рыбаки делают традиционные средства ловли корюшки – запоры, проверенные веками. Конечно, некоторые промыслы у нас утрачены, очень печально, что у нас уходят традиции собаководства. Раньше все держали собак, а сейчас собачьи упряжки есть только в одной семье. А ведь я когда приехала в Ковран, собак держали многие.
Раньше во дворах стояли балаганы, в которых сушили пойманную корюшку, и в июне корюшка была везде, все заборы были ею увешаны. Более того, корюшку мы бросали в землю вместо удобрений. Помню, видела фотографии огорода, когда прокопаны бороздки, а в них лежит корюшка рядом с картошкой. Сейчас такого, к сожалению, уже не встретишь.
У нас хорошо сохранился сбор ягод. У нас недалеко от села есть места хорошие, где и шикша и морошка растут, собираем также голубику и жимолость. Грибы у нас есть. Но в основном, конечно, все занимаются рыбой. Раньше все рыбу солили, потом вымачивали, сушили, делали балыки, вот этим питались. Сейчас у всех морозильные камеры, поэтому стараются больше морозить.
– Мы выиграли грант от Президентского фонда культурных инициатив на проведение в 2024 году гастролей по Тигильскому району Камчатки. Планируем в марте посетить села Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Седанка, Тигиль, Воямполка и доехать до Паланы. С Сахалина получили приглашение на участие в выставке мастерской «Уйирит». Уже направила материалы, очень надеюсь, что все получится. Также у нас есть договоренности об участии в съезде мастеров народных промыслов в Монголии.
Как и в прошлые годы, хотелось бы поучаствовать в фестивале «Манящие миры. Этническая Россия», он будет проходить в 2024 году в Архангельской области, слишком далеко от нас, поэтому пока не буду давать прогнозов. Ну а на Камчатке на следующий год будет проходить Межрегиональный фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Золотые родники», на этом мероприятии мы обязательно выступим. И, конечно, будем участвовать в традиционном ительменском обрядовом празднике Алхалалалай и танцевать до упаду. Как и всегда.

Материал и фото в сокращенном виде взят с сайта: “Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов. Актуальные новости. События в России и мире”. https://clck.ru/37BMHY